Вчера , 24 июня , Московская областная дума приняла закон " О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области".
Именно об этом законе говорит А.Е. Хинштейн более полугода, хотя всем известно, массовый обман граждан в области строителства в Московской области возник еще до образования рабочей группы партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по проблемам обманутых дольщиков и вкладчиков
Так что же мы получаем в результате принятия такого закона? Как он будет работать и будет ли вообще работать закон?
Что скрывается за защитой прав, предусмотренной законом, можно увидеть уже сегодня.
Например, действие закона не распространяется на правоотношения, связанные с заключением договоров , не предусмотренных Федеральным законом 214-ФЗ.
Сразу возникает ряд вопросов к законодателю, о каких договорах идет речь? Если речь идет о договоре долевого участия, предумотренного статьей 4 Федерального закона 214-ФЗ, почему об этом не сказать прямо?
Интересна мысль законодателя по отношению классификации граждан - разделению на пострадавших и обманутых.
По моему мнению, такое разделение приводит к возможности манипуляций со стороны как застройщика, так и органов муниципальной власти, поскольку рамытость формулировок и применение неюридических терминов дают уверенную базу для очередного замалчивания проблемы и для направления всех соинвесторов в очередную судебную тяжбу.
( п.4 статьи 2 Закона) "Обманутый соинвестор - гражданин , инвестировавший денежные средства в строительство многоквартирного дома, который не относится к проблемным объектам в соответствии с п. 5 настоящей статьи , и явлющийся потерпевшим в результате мошеннических действий застройщика".
По смыслу статьи получается, что если мы купили ( инвестировали) денежные средства в квартиру в тот момент, когда объект не был проблемным, мы будем обманутые? Или нет?
А фраза "и являющийся потерпевшим в результат мошеннических действий застройщика" вообще не имеет никакого смыла, поскольку мошенничество - это преступление, предусмотренное Уголовным кодексом , а уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного указанным Кодексом. Таким образом, застройщик как лицо юридическое вообще не может совершить мошеннических действий.
Постараюсь вернуться к комментариям закона позже. Его отработку на практике мы уже начали.
Поэтому обращаюсь к лидерам инициативных групп всех объектов, расположенным на территории Московской области.
Принимая участие в создании реестра пострадавших и обманутых соинвесторов в муниципальных образованиях, вы будете в курсе событий , происходящих с вашими инвестициями от момента начала сбора денежных средств на вашем объекте. В одном из муниципальных образований Московской области мы уже начали такую работу. Готовы поделится опытом.
Если Вам потребуется помощь - пишите ntvaudit-tv@mail.ru ,
Держите руку на пульсе, читайте и обсуждайте закон, и будьте бдительны.
С уважением, Татьяна Наумкина.
ЗАКОН
О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства
в строительство многоквартирных домов на территории Московской области
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон определяет основные направления деятельности органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (далее — органы местного самоуправления) по защите прав и законных интересов граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов с целью приобретения жилого помещения на территории Московской области для дальнейшего проживания и пострадавших от недобросовестных действий застройщиков.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, связанные с заключением договоров после вступления в силу настоящего Закона, не предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) застройщик — сторона договора о привлечении денежных средств гражданина в строительство многоквартирного дома, обязанная произвести строительство и предоставить жилое помещение гражданину, но не исполняющая свои обязательства в нарушение условий договора и требований законодательства Российской Федерации;
2) новый застройщик — юридическое лицо, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке предоставлен земельный участок с проблемным объектом, принявшее на себя обязательства по завершению строительства проблемного объекта, а также по удовлетворению требований пострадавших соинвесторов;
3) пострадавший соинвестор — гражданин, инвестировавший денежные средства в строительство многоквартирного дома, расположенного на территории Московской области, с целью приобретения жилого помещения для дальнейшего проживания, добросовестно выполняющий свои обязанности, согласно заключенному договору, не противоречащему законодательству Российской Федерации, и по которому застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилого помещения;
4) обманутый соинвестор — гражданин, инвестировавший денежные средства в строительство многоквартирного дома, который не относится к проблемным объектам в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, и являющийся потерпевшим в результате мошеннических действий застройщика;
5) проблемный объект — многоквартирный дом, в строительство которого привлечены денежные средства граждан, однако застройщик не выполняет своих обязательств по договорам, заключенным с гражданами, т. е. строительство не начато в течение шести месяцев с момента выдачи разрешения на строительство или остановлено на срок более шести месяцев.
К проблемным объектам не относятся:
введенные в эксплуатацию многоквартирные дома, в которых на жилые помещения предъявлены права требования двух и более лиц;
многоквартирные дома, строительство которых не начиналось в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором предусматривалось строительство, и разрешения на строительство.
Статья 3. Полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области по реализации настоящего Закона
Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области (далее — Уполномоченный орган):
1) взаимодействует с органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших и обманутых соинвесторов;
2) ведет Сводный перечень проблемных объектов на территории Московской области, который формируется на основании информации, предоставленной органами местного самоуправления;
3) совместно с органами местного самоуправления определяет перечень мероприятий по завершению строительства проблемного объекта и защите прав пострадавших соинвесторов;
4) осуществляет проведение мероприятий по выявлению нарушений привлечения денежных средств граждан в строительство, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) направляет в органы местного самоуправления представления об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в пределах своих полномочий;
6) совместно с органами местного самоуправления осуществляет поиск организаций, готовых принять участие в завершении строительства;
7) разрабатывает проекты правовых актов, направленных на реализацию мер по защите прав и законных интересов пострадавших и обманутых соинвесторов;
8) проверяет соблюдение порядка ведения органами местного самоуправления реестров пострадавших и обманутых соинвесторов;
9) ведет Сводный реестр пострадавших и обманутых соинвесторов, на основании информации, предоставленной органами местного самоуправления;
10) информирует пострадавших соинвесторов о ходе завершения строительства проблемных объектов путем размещения сведений в средствах массовой информации (сети Internet), проводит разъяснительную работу с пострадавшими соинвесторами;
11) ведет Регистр жилых домов, строящихся на территории Московской области;
12) обеспечивает контроль за сроками завершения строительства проблемных объектов;
13) ежеквартально запрашивает от нового застройщика отчетность об осуществлении строительства и деятельности, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома, в том числе об исполнении своих обязательств по договорам;
14) направляет застройщикам предписания об устранении нарушений Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Уполномоченного органа и устанавливает сроки устранения таких нарушений;
15) осуществляет иные полномочия в соответствии законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления по реализации настоящего Закона
1. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
1) осуществляют контроль за строительством многоквартирных домов в соответствии с графиками строительства, согласованными с органом местного самоуправления;
2) после признания объекта строительства проблемным в течение месяца направляют запрос в правоохранительные органы с целью проведения проверки целевого использования привлеченных денежных средств граждан (копия запроса направляется также в Уполномоченный орган);
3) формируют, ведут Перечень проблемных объектов на территории муниципального образования и ежеквартально представляют его в Уполномоченный орган;
4) формируют, ведут Реестр пострадавших и обманутых соинвесторов и ежеквартально представляют его в Уполномоченный орган;
5) с целью завершения строительства проблемного объекта рассматривают возможность и принимают решение о привлечении нового застройщика;
6) при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном предоставлении с соблюдением порядка, установленного законодательством Российской Федерации, дополнительного земельного участка с целью компенсации затрат, связанных с удовлетворением требований пострадавших соинвесторов после завершения строительства проблемного объекта;
7) содействуют пострадавшим соинвесторам по вопросам защиты их законных прав и интересов, в том числе при создании некоммерческой организации;
8) взаимодействуют с органами государственной власти, государственными органами, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших и обманутых соинвесторов;
9) органы местного самоуправления осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Органы местного самоуправления имеют право:
1) удостовериться в финансовой состоятельности нового застройщика и его возможности завершить строительство проблемного объекта;
2) оптимизировать выданные технические условия на присоединение к инженерным сетям;
3) изменить размер арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за предоставленный земельный участок для нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) изменить долю, подлежащую передаче в собственность муниципальному образованию после завершения строительства многоквартирного дома.
Статья 5. Порядок ведения Перечня проблемных объектов
1. В Перечне проблемных объектов должны содержаться следующие сведения о незавершенных строительством многоквартирных домах:
1) адрес объекта (почтовый или строительный);
2) наименование застройщика, подрядных организаций, их юридический и почтовый адреса;
3) состав и описание объекта;
4) степень готовности;
5) общее количество участников строительства, в том числе:
а) количество пострадавших соинвесторов, в том числе указанных в статье 6 настоящего Закона;
б) количество юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
6) объем фактически оплаченных гражданами денежных средств и их доля от общей стоимости жилых помещений, определенной договорами (соглашениями) с застройщиком;
7) предполагаемая стоимость завершения строительства объекта;
8) предполагаемые сроки завершения строительства и сдачи проблемного объекта.
2. Объект подлежит исключению из Перечня проблемных объектов строительства после удовлетворения требований пострадавших соинвесторов.
Статья 6. Порядок ведения Реестра пострадавших и обманутых соинвесторов
1. Реестр пострадавших и обманутых соинвесторов (далее — Реестр) является унифицированной системой сведений о пострадавших соинвесторах.
2. Реестр состоит из разделов, содержащих записи о проблемных объектах, пострадавших соинвесторах, документах, подтверждающих права на жилые помещения в проблемном объекте, о некоммерческих организациях пострадавших соинвесторов проблемного объекта.
Запись о проблемном объекте включает адрес (почтовый или строительный) объекта, номер жилого помещения, этажность.
Запись о пострадавшем соинвесторе включает фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания.
Запись о документах, подтверждающих права на жилые помещения в проблемном объекте, включает наименование и реквизиты соответствующих документов, в том числе документов, свидетельствующих об уступке права требования жилого помещения в проблемном объекте.
3. Включение в Реестр пострадавшего соинвестора, осуществляется на основании заявления, направляемого пострадавшим соинвестором в соответствующий орган местного самоуправления.
4. К заявлению прилагаются документы, необходимые для включения пострадавшего соинвестора в Реестр:
1) документ, удостоверяющий личность заявителя, полномочия представителя (в случае если от имени заявителя обратилось уполномоченное лицо);
2) договор, подтверждающий участие в финансировании строительства объекта (софинасировании, уступки права требования доли в проблемном объекте и т. п.);
3) платежные документы, подтверждающие оплату по договору;
4) иные документы, подтверждающие право на жилое помещение (на усмотрение пострадавшего соинвестора).
Указанные документы представляются в копиях. Подлинники документов представляются при рассмотрении заявления для обозрения.
5. После получения указанных в части 4 настоящей статьи документов орган местного самоуправления в течение тридцати дней рассматривает их. В случае необходимости орган местного самоуправления вправе запросить у пострадавшего соинвестора подлинник представленного документа для обозрения, а также в случае неустранимых сомнений обратиться в специализированные органы (организации) для дачи заключения о подлинности соответствующих документов.
6. Орган местного самоуправления вправе запрашивать информацию, необходимую для ведения Реестра, у заинтересованных лиц в установленном законодательством порядке.
7. По результатам рассмотрения заявления и иных представленных документов орган местного самоуправления принимает решение о включении или об отказе включения пострадавшего соинвестора в Реестр и в течение 10 дней направляет ему уведомление о принятом решении, в случае отказа указывается причина.
8. Основанием для отказа о включении пострадавшего соинвестора в Реестр является:
непредставление документов, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи;
недостоверность представленных сведений.
9. Решение об отказе о включении в Реестр может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Учет обманутых соинвесторов
Обманутые соинвесторы включаются в Реестр отдельным разделом в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.
Статья 8. Первоочередное предоставление квартир пострадавшим соинвесторам
1. В случае обеспечения новым застройщиком пострадавших соинвесторов жилыми помещениями в другом многоквартирном доме в первоочередном порядке жилые помещения (не более одной квартиры) предоставляются пострадавшим и обманутым соинвесторам, не имеющим иных жилых помещений для проживания.
Для подтверждения указанного факта пострадавший соинвестор предоставляет в орган местного самоуправления, ведущий Реестр пострадавших и обманутых соинвесторов выписку из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделках с ним о соответствующих правах пострадавшего соинвестора.
2. Очередность предоставления жилых помещений лицам, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается органом местного самоуправления.
Статья 9. Вступление в силу
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.